close
Привет! Цель нашего проекта помочь тебе подготовиться к ЕГЭ (или ОГЭ). У нас более 1000 заданий с подробным решением, сервис, запоминающий твои ответы, и удивительная система тестирования. Обо всем по порядку расскажу тебе после быстрой регистрации.
Присоединиться к ExamMe

В каком варианте ответа содержится...

Задание:

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чем руководствовался Славка, действуя во время пожара?»

1) Юноша стремился произвести сильное впечатление на одноклассниц, вызвать у них восхищение.

2) Славка оказывался на самых опасных участках, потому что на пожаре было много людей, перед которыми Славка не хотел показать себя трусом.

3) Юноше хотелось испытать себя, доказать самому себе, что он способен на многое.

4) Славка действовал не раздумывая, стремясь спасти людей, которые могли пострадать.
Текст к заданию:
(1)Галстук-бабочку Славке подарил друг Валька. (2)То была прекрасная бабочка! (3)Плотная, с двумя парами мощных крыльев из какого-то лоснящегося материала. (4)Валька помог надеть её поверх белой сатиновой рубашки, отошёл в сторону, причмокнул: вещь!

(5)После праздника последнего звонка Славка, в тёмных брюках, сером в клетку пиджаке, новой белой рубашке под бабочку, гулял с одноклассниками. (6)Болтал с девчонками, смеялся, смотрел на фонарные столбы, у ярких макушек которых суетилась настырная мошка.(7)Как вдруг из частных домов, которые теснились в гуще опавших садов по соседству с посёлком, через дорогу, раздался крик:

— Пожар!

(8)И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкрашенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей. (9)Славка почувствовал жёсткий комок в горле, будто бабочка на его шее с испуга дёрнулась от огня. (10)А тут ещё девчонки заволновались:

— Ой, пойдёмте отсюда!

(11)Лучше бы их здесь сейчас не было.

— (12)Человек в доме! (13)Сгори-ит! — заголосили в дымной тьме, и все ринулись к дому, тяжко, с нарастающей тревогой покряхтывающему, задыхающемуся от дыма и жара.

(14)Славка подбежал к веранде, схватился за ручку двери, но дёрнуть не успел — какой-то мужик осадил его:

— Голову ниже, балбес! (15)Глаза спалишь!

(16)И вдвоём, пригибаясь, они рванули дверь на себя. (17)Огонь — только не вниз, а вверх, в небо, — полыхнул из глубины веранды. (18)Кто-то плеснул ведро воды вперёд по ходу, кто-то добавил ещё одно, а мужик толкнул Славку в плечо:

— Вон лежит! (19)Потащили. (20)Ниже голову!

(21)Славка схватил лежащего на диване человека, потащил по полу к двери, мешая водоносам, которые плескали воду на стены, на стол с ворохом бесившейся в огне бумаги. (22)Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот, изворачиваясь бешеными змеями, рвался в сенцы — не пускали.

— (23)На крышу, на крышу надо! — загудели вокруг, когда сладили с огнём на веранде.

— (24)На крышу, — буркнул Славка, хотя, зачем надо лезть на крышу, кого там спасать, он даже не догадывался.

(25)Мгновенно скинул на руку однокласснице пиджак, подбежал к стремянке, подпиравшей старую яблоню, переставил лестницу к веранде, полез. (26)За ним — всё тот же мужик. (27)Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожарных машин, и верхолазы оказались под холодными струями ржавой, тухлой воды.

(28)Внизу их встретили как героев. (29)Славка надел пиджак, девчонки заохали: «Ты весь мокрый, тебе надо домой!» (30)Он, конечно, никого не послушал и, пока гулял, высох и согрелся. (31)Но когда дома, довольный собой и своим подвигом, он посмотрелся в зеркало, то ахнул: рубашка вся рыжая, в пятнах!

(32)Мать кипятила рубаху и парила, но отстирать не получилось: рыжие пятна и разводы остались.

— (ЗЗ)Если б сразу пришёл, — вздохнула мать после пятой попытки вывести пятна, — может, и отстиралась бы. (34)Ничего, не расстраивайся. (35)Я её в чёрный цвет покрашу. (36)Тебе чёрное идёт.

— (37)Да ну! — только и сказал он ей в ответ. (38)Мать покрасила рубашку, и, примеряя, Славка решил купить к ней белую бабочку. (39)Но Валька вовремя образумил его:

— Да куда ты в ней пойдёшь! (40)Не носят бабочку каждый день!

— (41)А зачем же их тогда сейчас везде продают? — удивился Славка.

— (42)Чтобы ты купил! — рассмеялся Валька. — (43)Для коллекции!

(По А. Торопцеву)

Александр Петрович Торопцев (род. в 1949 г.) — писатель, философ, публицист; автор книг исторического содержания для детей и взрослых.

Решение:

Задание 2 проверяет общее понимание учащимися текста, способность ориентироваться в прочитанном тексте, умение анализировать его содержание и делать на основе этого анализа вывод в соответствии с поставленным в задании вопросом. Сопоставляя содержание сделанного вывода с содержанием приведённых дистракторов (вариантов ответа в заданиях с выбором), учащиеся выбирают правильный ответ — высказывание, которое можно использовать в качестве обоснования ответа на поставленный в задании вопрос.

Вопрос в задании 2, для обоснования ответа на который девятиклассники должны были найти информацию в одном из дистракторов, сформулирован следующим образом: «Чем руководствовался Славка, действуя во время пожара?» Чтобы ответить на этот вопрос, девятиклассники могут организовать свою работу по-разному: проанализировать приведённую в тексте информацию и сделать самостоятельный вывод, а затем сопоставить его с содержанием разных дистракторов или проверить достоверность каждого дистрактора, сопоставляя его содержание с информацией, представленной в тексте.

Проанализировав приведённую в тексте информацию, учащиеся приходят к выводу, что главный персонаж текста не оставил себе возможности для размышления о том, какое впечатление произведут его поступки на окружающих, или наблюдения над чувствами, которые он испытывал на пожаре. Юноша действовал не раздумывая, оказываясь на тех самых опасных участках пожара, где требовалась его помощь для спасения людей. В соответствии с этим выводом, сделанным на основе смыслового анализа текста, учащиеся выбирают правильный ответ — 4 (Славка действовал не раздумывая, стремясь спасти людей, которые могли пострадать).

Если ученики пойдут по пути проверки достоверности представленной в дистракторах информации, то при анализе первого дистрактора они придут к выводу, что информация, которая содержится в предложении 11 текста (Лучше бы их здесь сейчас не было), указывает на желание Славки, чтобы девочки не присутствовали на пожаре и, таким образом, не отвлекали от участия в спасении человека, дали возможность сконцентрироваться на целесообразных действиях, а не на бесполезных восклицаниях.

Анализ второго дистрактора покажет: в тексте отсутствует информация, указывающая на то, что Славка размышлял о мнении людей, ринувшихся вместе с ним к горящему дому, о его действиях в процессе борьбы с пожаром, он лишь руководствовался советами, которые ему, не имеющему опыта и неспособному сейчас рассуждать, давали люди.

Высказыванию, которое содержится в третьем дистракторе: Юноше хотелось испытать себя, доказать самому себе, что он способен на многое — тоже не найдётся подтверждения в тексте. Ученики могут отметить, что у главного персонажа не было времени, для того чтобы предаваться самоанализу, — он действовал. Для подтверждения этого вывода можно проанализировать использованную автором глагольную лексику: ринулись, подбежал, схватился, дёрнуть не успел, рванули, (мгновенно) скинул, подбежал, переставил.

Уже анализ первых дистракторов подводит к пониманию, что Славка не думал в момент пожара ни о своих ощущениях, ни о том, как он будет выглядеть в глазах окружающих, в том числе девочек, а руководствовался другими мотивами — они выражены в правильном ответе — 4: Славка действовал не раздумывая, стремясь спасти людей, которые могли пострадать.

Ответ:

4

Задание добавил(а)

Создатель и главный администратор проекта ExamMe.

О задание:

Источник условия: ОГЭ. Типовые тестовые задания. И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева
Источник решения: Тот же, что и условие.

Обсуждения

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Написать комментарий