«Вспоминая о школьных годах, Даль Орлов рассказывает о своём учителе литературы образно, эмоционально, используя разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)_____(«упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью» в предложении 39), (Б)_____(«полновесный кол» в предложении 12), а также лексическое средство вы¬разительности — (В)_____(«раздобыл» в предложении 1, «умудрялся» в предложении 14). Усиливает эффект от прочитанного приём — (Г)_____(предложения 35—36).
Этот приём подчёркивает наиболее важные мысли автора».
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) книжные слова
4) профессиональная лексика
5) разговорная лексика
6) парцелляция
7) противопоставление
8) эпитет
9) вопросно-ответная форма
2 — «упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы и малое добро, потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью».
Метафора — употребление слова или выражения не в прямом, а в переносном значе-нии; слово, словосочетание, развёрнутое
высказывание, в основе которого лежит скрытое сравнение на основе сходства.
8 — «полновесный кол».
Эпитет — обычно метафорическое прилагательное, содержащее признак сравнения, об-разную, художественную характеристику предмета, действия.
5 — разговорная лексика («раздобыл» — нейтр.: отыскал, «умудрялся» — нейтр.: был способен на что-либо.)
7 — противопоставление («Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»
Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?» ).
Необходимо иметь полное представление об основных языковых средствах художествен¬ной выразительности, то есть знать перечень средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами.
Тропы: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола, литота, ирония, мето-нимия и др.
Приёмы: синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, многосоюзие, противопоставление, цитирование, вопросно-ответная форма изложения и др.
Лексические средства выразительности: фразеологический оборот (фразеологизм), синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, разговорная и просто-речная лексика, книжные слова и выражения, профессионализмы, термины, устаревшие слова, архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы и др.
Синтаксические средства выразительности: вводные слова, обращения, неполные предложения, назывные односоставные предложения, ряд однородных членов, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение и др.
Формы речи: диалог, монолог и др.
Советуем познакомиться со «Школьным поэтическим словарём», автор — А.П. Квят- ковский. — М., 2000.