Задача №302

Условие

302. Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые в предложениях приводимого ниже текста. Театр есть та область искусства, о которой прежде других можно сказать: здесь искусство соприкасается с жизнью, здесь они встречаются лицом к лицу; здесь происходит вечный смотр искусству и смотр жизни; здесь эти вечные враги, которые некогда должны стать друзьями, вырывают друг у друга наиболее драгоценные завоевания; рампа есть линия огня; сочувственный и сильный зритель, находящийся на этой боевой линии, закаляется в испытании огнем. Слабый — развращается и гибнет. Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу. (А А. Блок) 1.    Составьте схему первого предложения. 2.    Объясните постановку тире. 3.    Разберите по составу слова соприкасается, драгоценные, сочувственный.§ 44. Согласование сказуемого с подлежащим.

Решение




Предыдущая задача №301
301. Укажите типы сказуемого в предложениях приводимого ниже текста. После ужина пили чай, просматривали газеты, только что привезенные с почты. Потом все постепенно разошлись спать. Остался один и все читал. Вдруг случайно взглянул на окна: за переплетами старых рам — красота старых сосен и елей, романтическая путаница их хвои, ветвей, сучьев и синее небо апрельской лунной ночи. Быстро встал, прошел в лакейскую, взял картуз и палку, вышел на крыльцо. Ах, как прекрасна ночь! что за ночь! Крыльцо и вся эта сторона дома в лунной прозрачной тени, впереди — просторный светлый двор и озаренные стены и старые крыши надворных построек. Сбежал с крыльца легко, молодо, повернул к саду: ночь свежая, но сухая, полная луна стоит высоко, небо совершенно чисто. Вошел в аллею — она еще голая, извилистые короткие тени спокойно лежат на сухой земле, по которой так приятно идти. Далеко насквозь виден голый сад. Из аллеи повернул на дорожку между кустами сирени и акаций: светлая ночь сияет в уюте сада, над его полянами, на которых стоят низкорослые старые яблони, уже зацветшие. Луна смотрит с высоты прямо в лицо. Вдали направо, во флигеле, уже много лет догнивающем в саду без призора, светится огонек. Иду на него. Поднявшись на крылечко и отворив дверь из сеней в прихожую, не сразу понимаю, что это такое: ад какой-то! Прихожая вся полна едкого дыму, в дыму багрово коптит на столе лампочка, а из дымной печки красными языками вырывается пламя. Старик, сидя на полу на коленях, топит. Он энергично, с сухим треском, ломает корявыми руками бурьян, пихает его в печку, и огонь вместе с клубами дыма то и дело вышибает назад. (И. А. Бунин) 1.    Озаглавьте текст. 2.    Найдите в нем примеры простых и сложных предложений. 3.    Укажите односоставные предложения. 4.    Объясните написание выделенных слов.
Следующая задача №303
303. Сопоставьте формы согласования в числе сказуемого с подлежащим в приводимых попарно предложениях. Особенностью их является то, что в словосочетаниях, выступающих в роли подлежащего, имеются слова со значением количества (обычно такие слова, как большинство, меньшинство, ряд, часть, несколько, много, мало, или количественные числительные). Обратите внимание на следующее: а) обозначает ли подлежащее лицо или неодушевленный предмет; б) обозначает ли сказуемое активное или пассивное действие (глаголы со значением состояния, бытия, наличия, существования). Эти условия влияют (хотя не строго обязательно) на выбор грамматического числа сказуемого. 1. Большинство товарищей меня сожалели и прямо говорили, что они не хотели бы быть на моем месте (Леск.). — С первым выпавшим снегом большинство работ в Кедровой даче прекратилось (М.-С). 2. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.). — Несколько пуль провизжало над моей головой (Л.). 3. Заговорили сначала несколько человек туманно и нетвердо (Фад.). — Несколько человек умерло от ран (С.Ц.). 4. Несколько человек были наказаны плетьми и сосланы на поселение (Герц.). — По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин (Г.). 5. Много рыцарей кастильских вкруг него стоят и плачут (Жук.). — И много других подобных дум проходило в уме моем (Л.). 6. Четырнадцать человек тянули бечевой тяжелую баржу с хлебом (А. Н. Т.). — В комнате было два окна с широкими подоконниками (Кав.). 7. В душе его боролись два чувства — добра и зла (Л. Т.). — Кроме его, при больнице состояло два человека (Т.). 8. Три дома на вечер зовут (П.). — Три царства перед ней стояло (Я.). 9. После атаки два танка остались на поле среди засыпанных снегом копен кукурузы (Бакл.). — Прошло сто лет (П.). 10. Множество автоматных гильз валялось на земле (Бакл.). — Множество деревьев, расщепленных словно от удара молнии, белеют в темноте (Бакл.). Для справок. При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и т. п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа другого существительного, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Ср.: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. — Ряд новых домов стоял в конце деревни. Таков же способ согласования, если в состав подлежащего входит количественное числительное. Ср.: Пять нападающих бросились в атаку. — Засеяно сверх нормы, пять гектаров. щ
Источник: ГДЗ Русский язык Розенталь 10-11 класс 1 класс
Добавить в избранное
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
ПравообладателямПользовательское соглашениеПолитика конфиденциальности • Контакты: e-mail: helplearn@yandex.ru