Задача №483

Условие

483. Составьте план к приводимому тексту, устно передайте его содержание. В умении охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. ... Гончаров не хотел отстать от явления, на которое бросил однажды свой взгляд, не проследивши его до конца, не отыскавши его причин, не понявши связи его со всеми окружающими явлениями. Он хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение. В истории о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова го- раздо более общественного значения, нежели все наши обличительные повести. В типе Обломова и во всей обломовщине мы видим нечто большее, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени. ... В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственно -го и нравственного развития. (По Н. А. Добролюбову) 1.    Сформулируйте основную мысль приведенного отрывка. 2.    Выясните, почему для раскрытия выдвинутых в тексте положений использованы в основном сложные предложения. Укажите их типы. 3.    Объясните постановку знаков препинания в тексте.

Решение




Предыдущая задача №482
482. Составьте план к приводимому тексту. Устно изложите его содержание по пунктам плана. ФЕНОМЕН ВЕРНАДСКОГО. В. И. Вернадскому была открыта ноосфера духовной культуры во всей ее многокрасочности, в разнообразии форм и национальных особенностей, потому что сам он был открыт этому бесконечному миру. Он был восприимчив ко всему высокому, гармоничному, разумному, в нем была выработана — окружением и собственными усилиями — культура мышления, способность отделять зерна от плевел. А еще он был открыт миру природы. Он не был «бумажным ученым» и философом. Он всегда оставался геологом, познавая удивительную жизнь минералов, превращения горных пород, структуру Земли, глубины ее истории, газовое дыхание планеты, судьбы природных вод, органичное взаимодействие геосфер и живого вещества в области жизни. Он был геологом, а значит, преимущественно историком природы. Совершая экскурсии, проводя экспедиции, он проехал десятки тысяч километров на поездах и в телегах, пересекая вдоль и поперек Европу, Кавказ, Урал. Прошел сотни, тысячи километров пешком, изучая почвы Украины и Центральной России; рудники и карьеры Польши, Германии; древние вулканы Франции и Италии; грязевулканы Керчи и Тамани; нефтепромыслы Баку; гранитные массивы Забайкалья, базальтовые лавы Северной Ирландии. Он умел «штудировать природу» и любил ее. Вернадский был открыт Природе, и она открывала ему свои тайны. Великая книга Природы и книги людей служили ему неиссякаемыми источниками вдохновения, познания, открытий. Наука была для него прежде всего частью культуры. Все национальные культуры — былые и современные — сплетались в его сознании в единую ткань общечеловеческой культуры, становились достоянием его личности. Такое духовное единение личности и человечества, пожалуй, и следует считать ноосферой. Чем ярче проявляется национальная культура, тем прекраснее и богаче духовная жизнь человечества. Но она не имеет смысла вне каждой конкретной личности, как свет не имеет смысла без того, кто его воспринимает, как не имеет смысла пища, которая гниет и каменеет без употребления. «Человек неразрывно связан в одно целое с жизнью всех живущих организмов, существующих или когда-либо существовавших», — таким было мироощущение Вернадского. Он сознавал, чувствовал и материальное и духовное родство со всеми проявлениями жизни и разума не только на Земле, но и в космосе. Пестрая мозаика общечеловеческой культуры имеет единую природную основу — биосферу, область жизни. А другая опора — незримая, но столь же необходимая — сознание человека, микрокосм личности. В. И. Вернадский был такой личностью, которая достойна культурных богатств, созданных человечеством, способна воспринять и освоить их, привнося нечто новое, драгоценное, неповторимое. Убежденный патриот русской и славянской культуры, он стремился внести в них все лучшие достижения других народов и эпох. Этим он был похож на М. В. Ломоносова. Подобных выдающихся людей нередко называют самородками. Но кто не знает: крупные самородки не встречаются где попало. Они находятся только в богатых россыпях. Для их создания и сохранения необходима особо благоприятная среда, нужен целый золотоносный пласт. Таким золотоносным пластом, давшим миру Вернадского, была наша отечественная культура; не сама по себе, конечно, а как часть культуры европейской и мировой. (Р. Баландин) 1.    Объясните значения слов ноосфера, геосфера, биосфера, пользуясь не только толковыми словарями, но и словарем иностранных слов. Найдите, как поясняются эти слова в тексте. 2.    Определите, за счет каких стилистических средств последний абзац текста особенно выразителен и эмоционален.
Следующая задача №484
484. Составьте план и тезисы отрывка из статьи H.A. Добролюбова «Луч света в темном царстве» от слов: «В монологах Катерины видно, что у ней и теперь нет ничего формулированного», кончая словами: «Нечего и говорить о том, в какой мере возможно для них такое перерождение».
Источник: ГДЗ Русский язык Розенталь 10-11 класс 1 класс
Добавить в избранное
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
ПравообладателямПользовательское соглашениеПолитика конфиденциальности • Контакты: e-mail: helplearn@yandex.ru