Задача №456

Условие

456. Укажите типы простых и сложных предложений в приводимом ниже тексте. Расставьте знаки препинания. Тому кто слышал его (Ф. М. Достоевского) речь в этот день [на открытии памятника Пушкину] конечно с полной ясностью представилось какой громадной силой и влиянием может обладать человеческое слово когда оно сказано с горячей искренностью. Сутуловатый небольшого роста со слегка опущенной головой и усталыми глазами с нерешительным жестом и тихим голосом Достоевский совершенно преобразился произнося свою речь. Еще накануне слушая его на вечере превосходно читающим пушкинские стихи нельзя было предвидеть того полного преображения которое с ним произошло во время его речи хотя стихи были сказаны им прекрасно особенно в том месте где он вытянув перед собою руку и как бы держа в ней что-то сказал дрожащим голосом И сердце трепетное вынул! Речь Достоевского в чтении не производит и десятой доли того впечатления которое она вызвала при произнесении. На эстраде он вырос гордо поднял голову его глаза на бледном от волнения лице заблистали голос окреп и зазвучал с особой силой а жест стал энергичным и повелительным. С самого начала речи между ним и слушателями установилась та внутренняя духовная связь сознание и ощущение которой всегда заставляют оратора почувствовать и затем расправить свои крылья. В зале началось сдержанное волнение которое все росло и когда Федор Михайлович окончил то наступила минута молчания а затем как бурный поток прорвался неслыханный и невиданный мною в жизни восторг. Рукоплескания крики стук стульями сливались воедино и как говорится потрясли стены зала. После Достоевского должен был говорить Аксаков но он вышел перед публикой и назвав только что слышанную речь «событием» заявил что не в состоянии говорить после Федора Михайловича. Заседание было возобновлено лишь через полчаса. (По А. Ф. Кони) 1.    Укажите сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. 2.    Объясните постановку знаков препинания при прямой речи. 3.    Сделайте синтаксический разбор первого предложения текста. Составьте его схему.Бессоюзные сложные предложения.§ 63. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания.

Решение




Предыдущая задача №455
455. Расставьте нужные знаки препинания, объясните их постановку. 1. Эти простые слова упали вчера в его душу как падает с высоты камень на зеркальную поверхность воды (Кор.). 2. Теперь когда старуха кончила свою красивую сказку в степи стало страшно тихо точно и она была поражена силой смельчака Данко который сжег для людей свое сердце и умер не прося у них ничего в награду себе (М. Г.). 3. Таким образом противник сам для себя создает обстановку в которой если мы без колебания будем решительны и смелы он сам подставит нам для разгрома свои главные силы (А. Н. Т.). 4. Как ни тяжела и ни страшна война какие бы жестокие потери и страдания ни несла она людям юность с ее здоровьем и радостью жизни с ее наивным добрым эгоизмом любовью и мечтами о будущем не хочет и не умеет за общей опасностью и страданием видеть опасность и страданье для себя пока они не нагрянут и не нарушат ее счастливой походки (Фад.). 5. Не зная что будет и куда себя пристроить он остановился в Москве (Зайц.). 6. Хотя глаза слипаются нельзя не быть в восторге от этого утреннего благоухания от теплого золота и сознанья что едут на охоту (Зайц.). 7. И Лужин постепенно стал понимать что райская пустота в которой витают его прозрачные мысли со всех сторон заполняется (Наб.). 8. Когда же солнце село и вполнеба сомкнулся багровый закат осторожно по одному стали подниматься люди (Бакл.).
Следующая задача №457
457. Выясните смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений (перечислительные, пояснительные, сопоставительные, временные, изъяснительные, причинно-следственные, условно-следственные). Объясните постановку знаков препинания. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. 1. И думал он: отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу (П.). 2. К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль (Г.). 3. Вот мои условия: вы ныне же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения (Л.), 4. Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак (С.-Щ.). 5. Пробовал бежать — ноги от страха не двигались (Л. Т.). 6. Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда (Ч.). 7. Темный лес хорош в яркий солнечный день:    тут и прохлада, и чудеса световые {Пришв.). 8. Он гость — я хозяин (Багр.). 9. Пропади ты совсем — плакать о тебе мы не будем (?.). 10. Им овладело одно желание: во что бы то ни стало, сейчас же, разыскать Магду (Наб.). 11. Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой — все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле — все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед — все двигались вперед; покажет назад — все медленно пятились назад (Кат.). 12. В общем, Егор не сетовал, не обижался: по закону все было сделано (Б. В.). 13. С женой спорить — бестолочь одна (Б. В.). 14. Ползти было неудобно: с непривычки болели колени и локти (Некр.). Для справок. Между предложениями, объединенными в одно бессоюзное сложное предложение, ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Знак препина ния Пример Смысловые отношения между предложениями Запятая Небо очистилось, замелькали звезды, становилось уже светло (Акс.). Перечисление фактов или явлений. Точка с запятой Герасим схватил Му му, стиснул ее в своих объятиях; она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду (Г.). То же самое, но при более распространенных предложениях (особенно когда внутри предложений есть уже запятые). Двоето- г чие Меня грызет сомнение: может быть, и в самом деле надо было переждать до вечера? (Бакл.). Вы так просто ей и скажите: Ганин, мол, уезжает и просит не поминать его лихом (Наб.). Второе предложение поясняет первое, раскрывает его содержание (можно вставить слова а именно). Второе предложение дополняет смысл первого (можно вставить союз что). Знак препина ния Пример Смысловые отношения между предложениями Я поглядел кругом: То же самое (можно вста- торжественно и вить слова и увидел, царственно стояла ночь (Т.). что). Всю дорогу до хуто- Второе предложение ука- ра молчали: гово- зывает причину того, рить мешала тряс- о чем говорится в первом кая езда (Ч.). (можно вставить союз потому что). Тире Вдруг мужики с то- Второе предложение ука- порами явились — зывает на быструю смену лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.). событий. Косили версту — Содержание второго выкосили грош предложения противоре- (М. Г.). чит содержанию первого (можно вставить противительный союз). Лес рубят — щепки Первое предложение ука- летят (посл.). зывает на время соверше- « ния действия, о котором говорится во втором предложении (можно вставить союз когда). Любишь катать- Первое предложение ука- ся — люби и саноч- зывает на условие совер- ки возить (посл.). шения действия, о котором говорится во втором предложении (можно вставить союз если). Хвалы приманчи- Второе предложение со- вы — как их не по- держит в себе следствие, желать? (Кр.). вывод из того, о чем говорится в первом предложении (можно вставить слово поэтому). Знак препина ния Пример Смысловые отношения между предложениями Посмотрит — рублем подарит (Н.). Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (можно вставить союзы словно, будто).
Источник: ГДЗ Русский язык Розенталь 10-11 класс 1 класс
Добавить в избранное
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
ПравообладателямПользовательское соглашениеПолитика конфиденциальности • Контакты: e-mail: helplearn@yandex.ru